Организация работы с замещающими семьями (опекунами (попечителями), приемными родителями)
Семья – единственный путь обретения опыта семейного образа жизни для детей. Особенно это актуально для тех детей, которые воспитываются в государственных учреждениях.
Активное развитие института замещающей семьи в настоящее время требует освоения новых подходов и форм работы. В связи с увеличением числа детей, передаваемых в семьи, обозначились следующие проблемы: жестокое обращение с детьми со стороны замещающих родителей, авторитарный и либеральный стиль воспитания несовершеннолетних, эмоциональное непринятие приемного ребенка. Основу данных процессов составляют:
— несоответствующие реальности ожидания родителей (завышенные ожидания, идеализированные представления и пр.), неготовность к трудностям;
— несформированность родительских компетенций (знаний, умений, навыков);
— наличие эмоциональных и поведенческих трудностей у ребенка, связанных с его предыдущим травмирующим опытом или опытом проживания в интернатных учреждениях;
Как правило, дети, принимаемые в замещающую семью, – это дети из неблагополучных семей. Кровные родители, ведущие асоциальный образ жизни, видят в своих детях причину всех неудач. У ребенка формируется заниженная самооценка и чувство вины. Дети часто не понимают, почему их забирают из семьи. Даже если они в курсе некоторых обстоятельств, они, вероятнее всего, понятия не имеют об истинных причинах того, что происходило в их родной семье. Чтобы привыкнуть к новому распорядку жизни, разобраться, что вообще происходит в новой, замещающей семье, ребенку понадобится определенное время.
Адаптация несовершеннолетних в замещающей семье имеет целый ряд особенностей, поскольку эти дети испытывают трудности при овладении социальными знаниями, умениями и навыками, у них есть отставание в психическом, интеллектуальном и физическом развитии, возникают трудности при установлении эмоциональных связей с другими людьми, в первую очередь с приемными родителями. Опыт работы специалистов по работе с семьей, психологов отделения психологической помощи гражданам бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Когалымский комплексный центр социального обслуживания населения» с замещающими семьями показывает, что проблемы в период адаптации возникают не только у приемных детей, но и их замещающих родителей, а также и у других членов семьи.
Работа специалистов в работе с замещающими семьями направлена на решение повседневных проблем, крепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных ресурсов в социально-психолого-педагогическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Исходя из этого, специалист по работе с замещающей семьей призван выполнять следующие функции:
— диагностическую, которая предполагает изучение особенностей замещающей семьи, выявление ее потенциалов;
— ведет первичные и последующие приемы замещающих семей;
— оказывает содействие замещающим семьям в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки в соответствии с законодательством;
— разрабатывает план индивидуальной профилактической и социально-реабилитационной работы в отношении несовершеннолетнего, проживающего в замещающей семье;
— осуществляет содействие в получении юридической, психологической, педагогической, социальной помощи;
— взаимодействует с организациями, учреждениями по социальному сопровождению замещающей семьи;
— проводит профориентационную работу с несовершеннолетними;
— анализирует эффективность работы по социальному сопровождению замещающей семьи
Проживая в замещающей семье, ребенок получит положительный опыт семейной жизни. Процесс его социализации по различным направлениям пройдет планомерно с помощью членов семьи и специалистов учреждения. Социально-психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи даст возможность специалистам отслеживать ситуацию в семье, условия социализации ребенка, целенаправленно проводить профилактическую и диагностическую работу по коррекции отклонений поведения детей, создавая условия для развития интеллектуального потенциала.
Подготовил: Шайхутдинова Э. Р., специалист по работе с семьёй отделения психологической помощи гражданам
Контактные телефоны отделения психологической помощи гражданам: 8 (34667) 2-92-91, 2-76-25
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.