Профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних
«Не из страха, а из чувства долга
должно воздержаться от дурных поступков».
Демокрит.
Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничать, нигде не учиться, хулиганить, воровать, употреблять алкоголь и наркотики. Или, наоборот, прекращают общение, замыкаются в себе.
Фактом безнадзорности в современном обществе лежат такие факторы, как:
— кризисные явления в семье (нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей);
— асоциальный образ жизни ряда родителей; падение жизненного и культурного уровня населения;
— ухудшение условий содержания детей в семьях; педагогическая безграмотность родителей;
— распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу;
— коммерциализация сферы образования и культуры.
Для того, чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации.
Профилактика правонарушений — система социально-правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, в совокупности с индивидуально-профилактической работой.
Советы родителям:
Очень важно, чтобы родители были авторитетом для подростка. Ведь во многом взаимное уважение между родителями и подростком зависит не столько от социального статуса взрослых и их профессиональных достижений, сколько от того, стали ли родители значимой личностью для сына или дочери и возникли ли между ними сотрудничество и духовный контакт.
Необходимо детей воспитывать закаленными, решительными, мужественными, честными, трудолюбивыми, ответственными, образованными, человечными.
Постарайтесь научить ребенка, что не все его желания будут немедленно удовлетворяться. Он обязан понимать, что осуществление его прихотей происходит не сразу и не всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или перед друзьями.
Ребёнку необходимо чувствовать себя счастливым и нужным, родителям необходимо относиться к его жизни с уважением и вниманием.
Внимательно слушайте ребенка, дайте понять, что с вами можно обсуждать любые проблемы.
Познакомьтесь с друзьями ребенка и их семьями.
Объясните ребенку разницу между допустимыми и недопустимыми видами поведения.
Если вы раздражены, отойдите от ребенка, дайте себе время (10 минут) успокоиться. Контролируйте себя. Объясните ребенку, почему его поведение не правильное, но будьте предельно кратки. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» вам и окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент выключить.
Список литературы
- Азаров. Ю. Беспризорность и детская преступность – наши беды. // Воспитание школьников.–2012.–№7.
- Бланков, А. С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / А. С. Бланков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения детей и подростков. – М: МПА, 1996. С.3– 10.
- Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. — М., 140с.
- Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 320 с.
Информацию подготовил: Летягина Ольга Ивановна, специалист по социальной работе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям, 8(34667)27625.
Телефон отделения психолого-педагогической помощи семье и детям: 8(34667)27625.
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.