Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья
Согласно ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» каждый инвалид имеет право на обучение новой профессии.
Как помочь ребенку выбрать профессию?
Стремление самореализоваться, найти свое место в мире профессий — естественная потребность любого человека. Но всё чаще она подменяется мотивами выгоды (пойду туда, где больше платят) или удобства (пойду туда, куда пристроят родители). Такой путь не приводит ни к профессиональному успеху, ни к внутренней гармонии. И это важно понимать не только подросткам с ограниченными возможностями, стоящим перед выбором своего профессионального пути, но и их родителям.
Основная задача родителя
Очень часто родители видят свою задачу в том, чтобы сделать все вместо ребенка. Такая позиция может быть продиктована желанием снять с него все заботы и хлопоты, избежать ошибок и «странного» выбора. Однако такая помощь зачастую оказывается медвежьей услугой: ребенок «вдруг» бросает институт, куда его с таким трудом устроили, или учится-работает «как положено», но совершенно теряет блеск в глазах и радость жизни. Проявления такого навязанного извне, но не принятого внутренне выбора могут быть самыми разными. Но всегда далекими, от таких понятий, как счастье и успех.
Другая крайность — это полное отпускание ребенка во взрослый мир, без поддержки и подготовки («пусть делает, как знает»). Когда родители самоустраняются при решении таких жизненно важных задач, как выбор профессии, это часто заканчивается неразумным, необдуманным выбором. Стоит ли говорить, что и этот путь не приводит ни к счастью, ни к успеху?
Так в чем же основная родительская задача? Какой и в каком объеме должна быть родительская помощь?
Первое, что важно понять: ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен сделать свой выбор сам. Это значимый фактор того, как будет ребенок (и будущий взрослый) относиться к своей профессии, работе. Как правило, мы не ценим то, что получили в готовом виде.
Но чтобы выбор был не просто самостоятельным, а еще и осознанным (продуманным и ответственным), важно подготовить ребенка.
Помогите найти информацию о профессиях, рынке труда, вариантах образования и вместе разберитесь с ней.
Научите определять свои ключевые особенности (интересы, способности, личностные качества, ценности) и сопоставлять их с различными профессиями.
Научите конструктивно относиться к труду и образованию.
И если последний пункт — задача глобальная, которой стоит заниматься с самого раннего возраста, то первые два — это как раз точка приложения сил в подростковом возрасте.
Каждый человек обладает неповторимым букетом способностей, интересов, ценностей и целей. Каждый рождается, чтобы реализовывать свои уникальные способности на благо мира. Это путь к личному счастью и процветанию общества.
Соответственно, под правильным выбором мы подразумеваем такой выбор (в нашем случае — профессии), который позволял бы наиболее полно раскрыть и реализовать индивидуальность человека.
Основная сознательная работа по выбору профессии (профориентация) начинается в подростковом возрасте, за несколько лет до окончания школы. Обратите внимание, что осознанный выбор рождается и созревает из подготовительных шагов. Не в последний момент, не после получения аттестата. А с 7-8 класса. Тогда к окончанию школы подросток с ограниченными возможностями здоровья подходит с достаточно четким видением своего дальнейшего пути.
Помогите своему ребенку развить эти навыки: научите обращать внимание на свои ключевые способности, сопоставлять их с особенностями различных профессий и конкретных мест работы, расширять свой кругозор в мире труда, осознавать свои ценности. И тогда он сможет не только сейчас — с вашей поддержкой, но и в будущем — самостоятельно — делать такой выбор на своем профессиональном пути, который приведет его к успеху и внутренней гармонии.
Подготовил: Песоцкая Людмила Николаевна, инструктор по труду отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Телефон отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: 8(34667) 2-30-57
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.