Как ходить с ребенком по магазинам без слез и истерик?
Многим родителям знакома такая ситуация: пережив в очередной раз скандал с ребенком по поводу какой-то покупки, мамы и папы говорят себе в ПОСЛЕДНИЙ РАЗ мы пошли у него на поводу, теперь мы будем твердыми, и никаких бессмысленных покупок!
И действительно услышав очередное «Купи!» родители строго говорят: «Нет» — и держатся этого решения минут пять. В крайнем случае — десять, в зависимости от громкости отчаянного крика их ребенка.
Когда ребенок устраивает демонстративную истерику, родительские нервы не выдерживают и мамы с папами (а также бабушки с дедушками) строго говорят: «Все это в ПОСЛЕДНИЙ РАЗ!» — опять покупают своему орущему чаду очередную машинку (шоколадку, бантик и т.д. и т.п.).
Колебания родителей вредны самому ребенку – они закрепляют в нем навыки манипуляций вместо того, чтобы развивать более взрослые и зрелые способы достижения цели. Легче всего поддаются на манипуляции детей в общественных местах взрослые, для которых важно мнение окружающих, то есть те мамы и папы, которым может быть СТЫДНО перед другими людьми.
Однако чаще всего помогает простое правило: услышав требование «КУПИ!» от своего ребенка, взрослому надо постараться принять ДЛЯ СЕБЯ решение: «Хочу я это покупать сейчас или нет». Если взрослые решили, что покупка возможна, — то стоит покупать сразу, без споров и условий, если же решено, что покупка не состоится, — нужно честно и твердо сообщить об этом ребенку и готовиться выдержать любые истерики.
Впрочем, опыт показывает, что дети в ответ на твердое обдуманное «нет» устраивают истерики только первые несколько раз, пока они еще не уверены в том, что мама и папа не собираются менять своих решений. Потом дети быстро привыкают к однозначности родительского поведения.
Кстати, тот факт, что родители не только оказывают решительно, но и делают покупки по просьбе ребенка тоже решительно, без упреков и условий, очень помогает детям переносить «несправедливость» отказов.
Однако проблема состоит именно в том, что дети просто не дают родителям времени подумать и принять решение.
Вот несколько фраз, которые помогут взрослым обеспечить себе «минутку тишины» для размышлений:
— «Мне тоже нравится эта кукла/машина/шоколадка, но я не уверена, хватит ли у нас денег на все нужные покупки. Подожди, я посчитаю и решу, покупать или нет».
— «Что-то мне не очень хочется это покупать, почему тебе это нравится? Расскажи, а я подумаю».
— И даже совсем откровенно: «Я не знаю покупать тебе это или нет. Дай мне пять минут. Я подумаю».
Детям (как, впрочем, и всем другим людям) нравится, когда к ним относятся с уважением. Серьезное, без насмешек и упреков, рассмотрение просьбы может иногда оказаться для ребенка важнее, чем приобретение конкретной вещи.
Подготовил: Попова Алсу Тагировна, психолог отделения психолого-педагогической помощи семье и детям
Контактный телефон отделения: 8 (34667) 2-92-91.
При подготовке информации использованы интернет ресурсы: http://my-ledimir.ru/priemnye-deti
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.