Причины самовольных уходов
Одним из внешних проявлений социального неблагополучия ребёнка или подростка считаются самовольный уход из дома, и последующее бродяжничество.
Первый побег (самовольный уход) совершается после определенного проступка, ссоры, психической травмы, жестокого обращения, а затем такая форма реагирования закрепляется, и ребенок на любую фрустрирующую ситуацию отвечает побегом из дома.
К основным причинам самовольного ухода из дома можно отнести:
- Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.
Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
- Переживание «драйва».
Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».
- Скука.
Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например, мы относимся к депрессии.
- Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»). Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать «Нет». Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
- Протест против родителей. Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.
- Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей). Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости.
- Замкнутый круг. Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Родители, педагоги начинают отвергать новые качества подростка, желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.
Уважаемый родители, если Вы столкнулись с ситуацией, когда Ваш ребенок бежит из дома, или у Вас с ним пропало взаимопонимание, не спешите винить в этом друзей подростка, школу, улицу. Загляните в себя! Все всегда начинается с семьи! То, что вы заложили в своего ребенка, то и пожинаете. Не пытайтесь просто навязывать детям свою волю, свой контроль, детей нужно понять и принять. Будьте мудрее. Чаще смотрите в глаза своим детям, найдите общее занятие, стремитесь проводить с ребенком больше времени, интересуйтесь им, старайтесь жить его жизнью, не отмахивайтесь от подростка, когда он приходит к Вам со своими проблемами, какими бы мизерными и нелепыми они Вам не казались. Просто ДРУЖИТЕ со своими детьми, и, поверьте, Ваш ребенок быстро ответит взаимностью. Ведь зачем бежать от лучших друзей, самых верных, самых понимающих, самых любящих?
Подготовил: Кадушкина Евгения Андреевна, специалист по социальной работе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям.
Телефоны отделения психолого-педагогической помощи семье и детям: 8(34667) 2-92-91, 2-76-25
Информация подготовлена с использованием:
Интернет-ресурсы:
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.