Семья без страха – общество без насилия
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья, но факты статистики ставят это утверждение под сомнение. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами, домашнее насилие имеют в нашем обществе различные виды и формы.
Домашнее насилие – это комплексная социальная проблема, решение которой зависит от особенностей применяемых методов, от своевременности оказания помощи пострадавшим. Оно имеет особенности, отличающие его от семейных конфликтов и других агрессивных актов, которые носят изолированный характер. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, эмоционального или экономического оскорбления по отношению к членам семьи с целью обретения над ними власти и контроля.
Физическое насилие — нанесение ребенку родителями физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Эмоциональное насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, которые отрицательно влияют на их дальнейшую жизнь.
Семьи, где присутствует такая форма отношений, представляют собой группу риска не только потому, что домашнее насилие наносит физический и моральный ущерб жертве, но и потому, что дети склонны воспроизводить взаимоотношения, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Выбирая методы выяснения отношений с окружающими, они копируют родительскую тактику разрешения конфликтов. Вырастая и вступая в брак, используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и передают их своим детям.
Часто родители не задумываются о том, правильно ли они себя ведут по отношению к детям, и не подозревают об истинных причинах нарушений развития и поведения ребенка. К специалистам они обращаются за «чудесными» советами или лекарствами, которые воздействуют на ребенка в нужную родителям сторону. Психологическое и эмоциональное насилие над ребенком, как правило, выявляется в ходе работы с семьей, обратившейся по поводу разных проблем поведения ребенка: агрессии, уходов из дома или плохой успеваемости в школе.
Если родители, хотя бы на сознательном уровне, готовы к изменению своего поведения по отношению к детям и идут на сотрудничество, необходимо так организовать процесс работы с семьёй, чтобы включить в него максимальное количество её членов (это семейное консультирование, тренинги, участие в работе семейных клубов).
В том случае, если родители не идут на сотрудничество или, в силу их формального сотрудничества, отсутствуют перемены к лучшему, следует более решительно привлекать органы опеки и попечительства, в компетенцию которых входит обеспечение безопасности ребенка. При любом варианте решения судьбы ребенка – жертвы насилия – основными целями работы с ним являются: обеспечение права на защиту здоровья и полноценное развитие, активизация собственных ресурсов ребенка, формирование у него адекватной самооценки.
Дети невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной, по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт. Поэтому долг родителей не только воспитать детей, но и заботиться о них: прививать культурные жизненные правила, научить заявлять о своей гражданской позиции. Детям нужна ласка, искренняя доброта, социальный оптимизм, человеческое внимание, понимание и реальное позитивное участие в их жизни. Между всеми членами семьи и общества должно быть взаимное уважение, преданность, проявление чувства такта. Только созидательная, творческая и гуманистическая деятельность может сделать детей счастливыми.
Родители должны думать о психологическом, эмоциональном и физическом здоровье своих детей, от них зависит, какое общество нас будет окружать в будущем!
Подготовил: Горскова Ирина Александровна, психолог отделения психолого-педагогической помощи семье и детям
Контактный телефон отделения психолого-педагогической помощи семье и детям: 8 (34667) 2-92-91.
При подготовке информации использованы:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 1998.
- Насилие над детьми: как защитить наших детей и помочь им: Сборник методических рекомендаций / Сост. Лапицкая Н.Н., Соловьева И.Е., Конкина В.А. и др. – Рязань: Рязанский гендерный центр, 2008.
Интернет-ресурсы:
http://kogalym.org/kogalym_times/235-1-0-2887
https://pandia.ru/text/80/458/22910.php
http://gmbala.org.ru/wps/novosti/semya-bez-straxa-obshhestvo-bez-nasiliya.html
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.