Если ребенку постоянно скучно
Современные родители не редко сталкиваются с ситуацией, когда дети, несмотря на переполненные корзины игрушек, обустроенные детские комнаты, полную загруженность ребенка, кружки по рисованию, плаванию и пр. слышат жалобы: «Мне скучно».
О чем это? Про что это? Стоит ли бить тревогу? Или стоит ли, вообще, обращать на это внимание? Попробуем разобраться…
Однажды старший ребенок сказал мне: самое ненавистное для ребенка — это спать и ничего не делать. Примечание, не учить уроки, не делать уборку, а ничего не делать. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос счастливым, радостным и здоровым. Мы, в силу своих возможностей, организовываем детям досуг, обучение и хорошее настроение. И как же мы реагируем, когда, ребенок с несчастным видом жалуется на скуку?
В голове проносятся мысли: что это? избалованность? потребность во внимании? просьба о помощи? что мне сделать? все бросить — и ринуться на помощь? или проигнорировать? И каким же я буду родителем, если сделаю, так или иначе.
«Вся наша жизнь – игра»
Игра для ребенка — это ведущая деятельность до 7 лет, а для современных детей и дольше. Когда дочь смотрит на маму, которая целый день трудится по дому, занята уборкой и готовкой, и при этом говорит дочери, мне некогда поиграть с тобой — ребенок искренне недоумевает. Мама весь день «играет» в «посудку», «уборку», «магазинчик», а меня в свою игру вовлекать не хочет. Папа целый день играет на работе в «важного дядю», а я не достаточно взрослый и важный, чтобы играть в эту игру, когда же, наконец, я вырасту, и тоже смогу быть как он.
При помощи игры дети осваивают социальные роли и учатся быть в социуме. Всем знакомы семейные социальные роли, когда в детском саду дети играют: «Сегодня ты моя дочка, а я твоя мама, пусть Кирилл будет папой, и ходит на работу». Существуют роли функциональные: «я – водитель», «я – врач», «я – строитель», «я – продавец». Есть вымышленные роли: «Я – принцесса», «я — герой из любимого мультфильма».
В наших силах помочь ребенку стать более успешным взрослым, и при помощи игры примерить на себя социальные роли, которые пригодятся ему в будущем.
Игра — это не только возможность избавиться от скуки, но и развитие ребенка. В наших силах приучить ребенка к труду, показав ему, что это не только концентрация на процессе, но и возможность быть полезным, получая при этом удовольствие и радость от того, что ты делаешь. Конечно, мы, как взрослые, не воспринимаем, то, что мы делаем изо дня в день, как удовольствие, для большинства — это тяжелый труд, хлопоты, суета. Но в этом и суть, чтобы получать радость от жизни — нужно научиться находить приятное во всем, что мы делаем, и дети нас этому учат.
Все мамы знают, какое это удовольствие для ребенка помочь в приготовлении ужина для папы, для всей семьи. А если еще с ребенком советуются, или берут с собой в магазин, где ребенок помогает выбирать продукты и составлять меню… Счастью нет предела.
Все папы знают, какое удовольствие для сына помочь забить гвоздь, повесить полку, принести вовремя нужный ключ на 12, а какой магической силой обладает этот ящик с инструментами для мальчишек! И какой радостной и эффективной может стать ваша совместная работа, если позволить ребенку поучаствовать в вашей «игре».
Важно понять, когда ребенок жалуется на скуку, что он хочет этим сказать?
Важно не развлекать ребенка, не брать на себя ответственность за его «счастье» и «хорошее настроение». Чтобы в будущем он не ждал от мира, что ему кто-то сделает «хорошо» и принесет все «на блюдечке». А помочь увидеть, что он сам может сделать такого, чтобы его жизнь стала насыщеннее и интереснее.
Когда Нам, взрослым, сильно некогда, а ребенок просит придумать ему развлечение, есть соблазн сказать: иди, поиграй, иди, порисуй, иди, включи мультфильм. Но ребенок не только перекладывает на родителя ответственность за свое счастье, но и сильнее ощущает желание родителя «отвязаться», ощущает свою ненужность. Достаточно сказать в этот момент, что ребенок важен для вас, и вам небезразлично то, что он чувствует, но также для вас важно, то что вы делаете (работаете, читаете, отдыхаете). Уважая свои потребности, вы даете возможность ребенку учиться уважать себя. Когда мы говорим «нет», и уважаем «нет» ребенка. Мы учим ребенка уважать желания другого и уважать свои желания, мы учим их сотрудничеству.
Конечно, ребенку важно и приятно, когда родители искренне интересуется его жизнью, его проблемами и способны иногда забыть, что у них есть «серьезные взрослые дела», на время позволить себе тоже стать ребенком и вместе поиграть в куклы или машинки. Ребенок чувствует, что его любят, что он значим.
Но и не менее важно дать ребенку почувствовать свою значимость через помощь взрослым, увидеть свой вклад, почувствовать, что их ценят по достоинству, за дело.
-советуйтесь с ним;
-пусть дети тоже научат вас чему-нибудь;
-покажите им, что они много значат для вас, для своих братьев и сестер, для своих друзей;
-не злоупотребляйте своей родительской ролью.
Вы можете посоветоваться с ребенком, как вам одеться на работу, что вам приготовить на ужин, обсудить планы на выходные, и даже спросить совета, как решить конфликт на работе.
И вы удивитесь, какими мудрыми и полезными окажутся их слова. А благодарность за оказанное им доверие не заставит себя ждать.
Когда дети ведут себя «плохо», они сильнее всего нуждаются в нашей любви и поддержке. И когда вы выяснили, что ребенок нуждается в вашей любви, спросите себя: «Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы ребенок почувствовал мою любовь и внимание, почувствовал себя нужным и сильным?»
Может быть ему будет достаточно, если вы его обнимите или подбодрите, а может быть, позволите ему сделать с вами что-то вместе, помочь сделать что-то важное для вас, и обязательно похвалите его, отметьте его вклад в общее дело. Или, если вам действительно важно сделать рабочий телефонный звонок, поработать за компьютером, договоритесь, что когда вы закончите свои «неотложные» дела — вы обязательно сходите вместе в парк или почитаете ему любимую книгу.
В любой игре есть свои правила, это учит нас жить в социуме, и соблюдать правила общества, в котором детям предстоит найти себя и свое место. Пусть в вашей совместной игре будет место не только правилам, обязанностям, но и удовольствию, радости. Цените вклад вашего ребенка, по возможности, цените и отмечайте все, что он делает (каким необычным и ярким получился его рисунок, даже если этот рисунок появился на свежепоклеянных обоях, творчеству нет предела, и возможно, перед вами нестандартно мыслящая творческая личность, а может быть и юный гений!) позвольте себе быть несовершенными, все мы учимся на ошибках, так позвольте себе совершать эти ошибки и учиться. Учиться вместе со своими детьми!
Подготовил: Попова Алсу Тагировна, психолог отделения психолого-педагогической помощи семье и детям
Телефон отделения психолого-педагогической помощи семье и детям: 8 (34667) 2-92-91.
При подготовке информации использованы
Интернет ресурсы:
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.