Положение о службе медиации
П-23-2019
- Общие положения
1.1. Настоящее положение о службе медиации (далее – Положение) определяет цели, задачи, организацию деятельности службы медиации (без образования самостоятельного структурного подразделения) в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Когалымский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – учреждение).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.02.3017 № 155-р «О внедрении технологии медиации в учреждениях, осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, подведомственных Депсоцразвития Югры».
1.3. Основные понятия и термины:
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия необходимые для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных и противоправных ситуаций.
Медиатор, медиаторы – независимое физическое лицо/ физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредника в урегулировании конфликтной ситуации для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативный подход – подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиативные технологии – совокупность техник, методов, приемов (инструментов) профессиональной медиации для предупреждения и разрешения конфликтов, выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного решения, а также с целью сохранения и (или) восстановления отношений с окружающими.
Медиация – способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица (медиатора).
Соглашение о проведении процедуры медиации – соглашение сторон, с момента, заключения которого начинает применяться процедура медиации.
1.4. Служба медиации (далее – служба) создана и осуществляет свою деятельность на базе отделения психологической помощи гражданам, на основании приказа директора учреждения.
1.5. Деятельность службы направлена на социальную реабилитацию участников конфликтных ситуаций посредством проведения восстановительных программ разрешения конфликтных ситуаций (далее – восстановительная программа).
1.6. Целевая группа – семьи с детьми, в которых наблюдаются случаи внутрисемейных конфликтов.
1.7. Медиативные технологии применяются при предоставлении социально – психологических, социально – педагогических, социально – правовых услуг в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
1.8. Медиация и восстановительный подход в практической деятельности используется:
1.8.1. в превентивной практике конфликтных ситуаций в повседневной жизни, участниками которых могут быть как несовершеннолетние, так и взрослые, путем обучения навыкам конструктивного социального взаимодействия;
1.8.2. в коррекционной работе в отношении несовершеннолетних, демонстрирующих девиантное поведение, посредством предоставления помощи и поддержки в разрешении конфликтов, снижения агрессивности (психической, речевой и др.), выстраивания конструктивных отношений с окружающими;
1.8.3. в коррекционной и реабилитационной работе с несовершеннолетними, находящимся в конфликте с законом, вместо карательных действий или наряду с наказанием через исправление негативных последствий преступления, заглаживания вреда силами обидчиков, участие в данном процессе ближайшего социального окружения для восстановления отношений.
1.9. Критерии отбора для проведения медиации посредством программы восстановительного разрешения конфликтов:
наличие конфликтной ситуации. Стороны конфликта известны и признают свое участие в рассматриваемой ситуации;
возраст участников старше 10 лет (возможны исключения, необходимо учитывать уровень развития ребенка);
стороны не страдают алкогольной, наркотической зависимостью (за исключением периодов стойкой ремиссии);
стороны не имеют отклонений в психическом развитии;
квалификация медиатора позволяет работать с данным типом конфликта;
желательно, чтобы со времени конфликтной ситуации прошло более одного месяца.
- Цель, задачи, основные принципы деятельности службы
2.1. Целью деятельности службы является создание условий для разрешения конфликтных ситуаций с конфликтующими сторонами посредством проведения восстановительной программы.
2.2. Задачи Службы:
проводить восстановительные программы с конфликтующими сторонами (в том числе несовершеннолетними), членами их семей и другими заинтересованными лицами;
способствовать формированию у участников процесса медиации методов урегулирования конфликтов, воспитание культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации;
проводить информационно – разъяснительную кампанию о деятельности службы.
2.3. Деятельность службы основана на следующих принципах:
добровольности, предполагающий как свободное участие специалистов (медиаторов) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в медиации;
конфиденциальности, предполагающий обязательство специалистов не разглашать сведения, полученные в процессе медиации. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, при выявлении котором медиатор ставит участников в известность о том, что данная информация будет разглашена;
нейтральности, запрещающий специалистам службы принимать сторону участника конфликта. Нейтральность предполагает, что специалист службы не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из – за личностных взаимоотношений с кем – либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору;
информированности, предполагающий, что медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях;
ответственности сторон и медиатора, предполагающий ответственность медиатора за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
- Организация деятельности службы
3.1. В состав службы входят специалисты учреждения, прошедшие обучение по проведению медиации (в объеме не менее 120 часов) и имеющие самостоятельный опыт проведения медиативных встреч (не менее двух встреч). Состав службы определяется приказом директора учреждения.
3.2. Руководство службой осуществляет руководитель службы. Руководителем службы может быть специалист учреждения, прошедший обучение по проведению медиации, на которого приказом директора учреждения возлагаются обязанности по руководству службой.
3.3. Руководитель службы организует деятельность службы и распределяет обязанности между ее членами, координирует взаимодействие с заинтересованными ведомствами, учреждениями, организациями по вопросам проведения медиации, осуществляет мониторинг проведенных восстановительных программ и рецидивов по реализованным программам.
3.4. Медиация проводится на основании заявки на участие (приложение 1 к Положению).
3.5. Заявки на проведение медиации принимаются в письменной форме и фиксируются в журнале регистрации (приложение 2 к Положению).
3.6. Руководитель и специалисты службы принимают решение о возможности или невозможности проведения восстановительной программы в каждом конкретном случае, а так же выбирают формы деятельности и организации восстановительной программы, назначают ответственных лиц (медиаторов) за проведение медиации.
3.7. При положительном решении о возможности проведении восстановительной программы заключается соглашение о применении процедуры медиации (приложение 3 к Положению).
3.8. Медиатор осуществляет работу со случаем, разрабатывает и реализует восстановительные программы. Привлекает специалистов, осуществляющих сопровождение данного получателя услуг, к реализации программ. Ведет необходимую документацию.
3.9. Все участники восстановительной программы соблюдают правила проведения процедуры медиации и несут ответственность за их нарушение (приложение 4 к Положению).
3.10. По итогам участия в восстановительной программе стороны конфликта заключают двухстороннее соглашение о примирении сторон (приложение 5 к Положению).
3.11. Специалисты Службы проводят информационную кампанию о деятельности службы.
- Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение утверждается приказом директора учреждения.
4.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового.
4.3. Изменения и дополнения к настоящему Положению вносятся и утверждаются приказом директора учреждения.