Как помочь ребенку определиться с будущей профессией?
Выбор профессии — трудный и важный шаг в жизни человека. Не выбирайте будущую профессию случайно. Доверьтесь профессионалам. Обдумайте выбор с учетом способностей ребенка, его внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против»:
— обдумайте все его хобби, интересы, увлечения — они могут стать его профессией.
— взвесьте сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
— ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют его интересам и способностям; приобретайте информацию о новых и востребованных профессиях.
— общайтесь с людьми избираемых профессий, совершайте вместе с ребенком экскурсии на рабочие места этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда.
— посещайте дни открытых дверейв учебных заведениях, в которых можно получить избранную профессию.
— сравните личные качества и возможности ребенка с характером той профессии, которую он выбираешь.
— если ребенок твердо принял решение — не настаивайте, чтобы он отступил, пусть решительно идет к намеченной цели.
И всегда помните: окончательный выбор только за ним, ибо выбирая профессию, он выбирает судьбу.
Профессия должна приносить удовольствие, положительные эмоции, обеспечивать максимальную реализацию возможностей человека и приносить пользу обществу.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.
Принцип сознательности.
-что он хочет;
-что он может;
-что от него потребует работа и коллектив.
Принцип соответствия.
Будущая профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества.
Принцип активности.
Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль играют участие в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».
Принцип развития
Развитие мышления, памяти, внимания, трудолюбия, добросовестности, организованности, самостоятельности, инициативности, выдержки, настойчивости.
ЗАТРУДНЕНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
- НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
давление родителей;
выбор профессии за компанию;
ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
неумение определить путь получения профессии.
- НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
незнание или недооценка своих физических особенностей;
незнание или недооценка своих психологических особенностей;
неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
- НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
увлечение только внешней стороной профессии;
предубеждение в отношении престижности профессии;
незнание требований профессии к человеку.
ВЫБИРАЕМ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
Каковпорядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
Какова продолжительность обучения? Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
Адрес учебного заведения и его полное название?
ВОПРОСЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
(задайте эти вопросы детям, подумайте над ответами вместе)
От каких своих умений и способностей ты получаешь наибольшее удовлетворение?
Твои основные интересы и любимое времяпрепровождение?
Твои любимые учебные предметы?
Чем бы ты хотел заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
О какой работе ты мечтаешь?
Каким ты представляешь свое занятие через 10 лет?
Какая работа была бы для тебя идеальной?
Твои сильные стороны и навыки, позволяющие тебе считать себя подходящим для работы, которая тебе кажется идеальной?
Какие пробелы в своих знаниях и умениях тебе необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу?
Если работа, идеальная для тебя недостижима в настоящее время, то какую работу ты мог бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
Главное, спланируйте ближайшие и долгосрочные цели в области профессии и карьеры и действуйте!
Подготовил: Магомедова Камиля Сераскеровна, психолог отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Телефон отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: (34667) 2-43-49
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.