Прививаем навыки самообслуживания по программе «Мойдодыр»
Актуальность программы «Мойдодыр» на сегодняшний день обусловлена тем, что у детей-инвалидов, проходящих в течение года реабилитацию в группе «Капелька» отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, недостаточно сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Причина чаще всего кроется в гиперопеке родителей.
Целью программы «Мойдодыр» является формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей-инвалидов, в том числе с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями для достижения более высокой степени самостоятельности и максимально возможного уровня независимости в жизни. Реализуется программа в течение всего календарного года ежедневно.
Работа с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания включает два блока: I Блок «Культура поведения за столом» с целью: дать детям с ограниченными возможностями элементарные знания, умения, навыки социальных норм поведения; II Блок «Я все умею делать сам» с целью: формирование у детей с ограниченными возможностями культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания для обеспечения максимально возможного уровня самостоятельности, способствующей активному включению их в социум. Включение игровых упражнений по методике М. Монтессори дает возможность ребенку познать мир в своем собственном темпе.
Процесс обучения в программе построен так, что формирование навыков самообслуживания осуществляется в различных видах детской деятельности (познавательная, игровая, физкультурно-оздоровительная, досуговая, художественно-эстетическая), а использование комплексного подхода к развитию ребёнка с ограниченными возможностями активизирует данный процесс через совместные действия ребенка со взрослым. Реабилитационная деятельность по формированию навыков гигиены и самообслуживания осуществляется во взаимодействии с логопедом, психологом, инструктором по труду и социальным педагогом, что способствует многогранному подходу к развитию самостоятельности у каждого ребёнка.
В групповой комнате оборудованы игровые уголки: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» с достаточным количеством бытовых игрушек. Созданы условия для индивидуальных занятий, подобран необходимый дидактический и демонстративный материал (образные игрушки, картинки с изображением бытовых предметов и действий с ними, дидактические игры, складывание картин из пазл). Формированию детей определенного алгоритма действий в различных процессов (одевание, раздевание, умывание) помогают схемы определенной последовательности выполнения данных действий, состоящие из серий рисунков.
Для умения детей одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, распознавать и называть основные части тела и лица, узнавать себя в зеркале и на фотографиях, называть свое имя, определять простейшие функции некоторых частей тела и лица использовались сюжетно ролевые игры.
Сравнительный анализ достигнутых и ожидаемых результатов показывает, что:
- в группе «Капелька» созданы все необходимые материально-технические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей целевой группы;
- запланированные мероприятия программы выполнены на 100%;
- достаточно высокий уровень качества проведения программных мероприятий для детей;
- у 80% несовершеннолетних целевой группы (8 из 10 участвующих в программе) выявлена положительная динамика в формировании элементарных культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, накоплен минимальный опыт самостоятельных действий у детей в режимных и бытовых процессах;
- со 100% родителей установлены партнерские отношения в направлении формирования культурно-гигиенических навыков и культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у целевой группы детей. Имеются положительные отзывы о проведенных совместных мероприятиях.
Таким образом, анализ реализации программы «Мойдодыр» в 2017 году показывает практическую значимость и необходимость дальнейшего её применения для развития данной целевой группы детей и эффективность используемых игровых приёмов и технологий для социализации детей-инвалидов с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
Подготовил: Палевская Наталья Вячеславовна, воспитатель отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Контактный телефон отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: 8 (34667) 2-30-57
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.