Влияние семьи на формирование зависимости
Семья играет важную роль в формировании личности каждого человека. Родители являются для ребенка не только источником генетического материала, но и образцами поведения, носителями опыта поколений. Ребенок ориентируется на установки и правила семьи, перенимает способы общения с окружающими, способы решения проблем у своих родителей. Часто усвоенные установки, навыки и стереотипы человек проносит через всю жизнь, передавая их своим детям. Для человека семья – главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который пытается построить всю оставшуюся жизнь.
Жизнеспособность семьи определяется ее способностью противостоять трудностям. На одни семьи стресс и трудности действуют разрушительным образом, в то время как для других – это сигнал к увеличению сплоченности и необходимости направить свои усилия на преодоление трудностей. Способность действовать конструктивно и справляться с жизненными проблемами определяется типом семьи, а не патогенными факторами. В этой связи выделяют два типа семей: функциональная (гармоничная) и дисфункциональная (дисгармоничная).
Нормально функционирующая (гармоничная) семья – это семья, которая в своем развитии пользуется теми внешними и своими созданными внутренними правилами, которые позволяют ей удовлетворять потребность в росте и изменениях, безопасности и самоактуализации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой резистентности к действию психических травм. Но одной внутренней гармонии мало. Семья не может нормально функционировать, если находится в конфликте с ближайшим окружением, изолирует себя от общества или противостоит ему.
Дисфункциональная (негармоничная) семья – такая семья, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, в силу чего цели в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются. Это препятствует личностному росту и блокирует потребность в самоактуализации. Элементы системы связаны друг с другом правилами и испытывают друг к другу интенсивную эмоциональную привязанность. В больной семье, где один или более членов пребывают в стрессе (в нашем случае это алкоголизм, злоупотребление наркотиками, но это может быть еще горе, дурное обращение, утеря финансовой стабильности, серьезные болезни), уже не действуют человечные и гибкие правила, по которым функционируют здоровые семьи.
С появлением алкоголизма в семье правила, по которым она функционирует, становятся ригидными, жесткими и бесчеловечными:
- они перестают действовать на благо всей семьи и начинают работать на того, кто их устанавливает, т.е. на алкоголика;
- члены семьи не могут приниматься такими, какие они есть, людьми, склонными делать ошибки, со своими чувствами, достоинствами и недостатками, правила становятся нереалистичными и невыполнимыми, поощряется нечестность как средство избегания наказания или чувства вины.
По мере того как поведение алкоголика становится предсказуемым, т.е. ригидным (а члены семьи всегда с достаточной точностью знают сценарий очередного кризиса), правила приобретают все более жесткий характер.
- Все меньше делаются скидки на различия в людях и обстоятельствах.
- Перестают поощряться изменения, т.к. они представляют потенциальную угрозу «статусу кво» и особенно автору новых правил.
- Поведение всех элементов семейной системы становится строго предсказуемым.
Члены семьи в попытке выжить в условиях стресса начинают вырабатывать приспособительные реакции и модели поведения. Они необходимы для выживания и являются естественной, нормальной реакцией на ненормальную ситуацию.
Трагизм положения заключается в том, что благодаря ригидности поведения алкоголика и повторяемости ситуации, у членов семьи закрепляются модели реагирования. Их поведение из активного становится реактивным и распространяется не только на семейные, но и на прочие жизненные ситуации. И если ничего с этим не делать: не лечиться, не посещать группы самопомощи, человек не выйдет из своей роли, он понесет ее по жизни и найдет себе партнера, играющего дополняющую его роль, и уже новая семья будет обречена на существование в рамках жестких правил и распределения ролей и передаст это наследие следующим поколениям. Дети реагируют на алкоголизм в семье несколькими способами. Некоторые дети помогают и защищают непьющего родителя, другие защищают алкоголика. Некоторые пытаются остановить или контролировать пьянство. Многие винят себя. Многие становятся нервными, у них появляются проблемы в других сферах жизни. Состояние семьи (особенно родительской) непосредственно влияет на формирование зависимого поведения.
Выделяется несколько типов проблемных семей, обстановка в которых способствует аддиктивному поведению ребенка:
- Деструктивная семья, характерными чертами которой являются:
- автономия и сепарация отдельных членов семьи;
- отсутствие взаимности в эмоциональных контактах;
- хронический супружеский или детско-родительский конфликт.
- Неполная семья. Когда в семье один из родителей отсутствует, порождаются разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком.
- Ригидная, псевдосолидарная семья, отличительными чертами которой являются:
- безоговорочное доминирование одного из членов семьи;
- жесткая регламентация семейной жизни;
- подавляющий тип воспитания.
- Распавшаяся семья. То есть ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-то функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него.
Таким образом, взаимовлияние семьи и зависимости очевидно.
Формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений в дисфункциональных семьях представителям других обозначается как «патологизирующее семейное наследование».
Исследование характера внутрисемейных механизмов, особенностей таких семей является необходимым для эффективной профилактической работы, предотвращения употребления психоактивных веществ и формирования других видов зависимостей у подростков.
Подготовил: Андреева Анна Викторовна, психолог отделения психолого-педагогической помощи семье и детям,
Контактный телефон отделения психолого-педагогической помощи семье и детям:
8 (34667) 2-92-91.
При подготовке информации использована литература:
— Березин С.В., Лисецкий К.С. Психологические особенности наркоманов периода взросления. — Самара: СГУ, 1998.
-Москаленко «Зависимость: семейная болезнь». — М., 2004.
— Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. — М., 2003
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.