Воспитание правового сознания среди несовершеннолетних
Правовая культура человека — явление уникальное. Ее уникальность заключается в тесной связи основных частей, причем у каждого человека эта связь своеобразна и неповторима. Итак, правовая культура человека — это основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважения к нему.
Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.
Начиная работу по формированию правовой культуры, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- несовершеннолетних необходимо, прежде всего, учить основам демократии, так как она не знакома не только со своими обязанностями, но и правами; не знает, что такое свобода, личность, правовое государство;
- правовые нормы неотрывны от представлений о добре и зле, красивом и безобразном, созидательном и разрушительном и, следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным и эстетическим;
- о законе нужно говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца людей. Учитывая возрастные особенности подростков, необходимо использовать различные творческие формы для их правового просвещения.
Правовая безграмотность — одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.
Задача правового воспитания состоит в усвоении каждым подростком основных принципов и направленности правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву, превращающегося в личное убеждение, потребность и привычку соблюдать закон.
Правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и на определенную сторону поведения несовершеннолетних. Самосознание формируется только в процессе активной социальной деятельности. Можно представить «дом» в три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Второй этаж обозначает отношение к праву. А третий — поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое содержание. Как и всякий дом, наш опирается на «фундамент». «Фундаментом» правовой культуры несовершеннолетнего выступают его политические и нравственные взгляды и убеждения.
Правовое просвещение начинается с раннего возраста. Школа и другие типы учебных заведений должны стать первым опытом участия подростков в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества. К 10 -12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино- и видеофильмов. И, конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание. К 14-16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. ОН убежден в том, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Можно сказать, от несчитанной статистики, отложившейся у него в подсознании. Убеждения — это уже позиция. Подросток спорит, другими словами, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик. Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяют жизненный путь несовершеннолетнего. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более — суждений.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости способствовать развитию у подростков гражданской и социальной ответственности, предполагающей заботу о судьбах России и мировой цивилизации, формировать аналитическое восприятие мира, умение вырабатывать собственную точку зрения на политические, экономические, правовые явления и процессы.
Подготовил: Летягина Ольга Ивановна, специалист по социальной работе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям.
Контактный телефон отделения психолого-педагогической помощи семье и детям: 8(34667)27625.
При подготовке информации использована
литература
- Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. — М., 140с.
- Бланков, А. С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / А. С. Бланков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения детей и подростков. – М: МПА, 1996. С.3– 10.
- Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 320 с.
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.