Патриотические семейные традиции
Государственная политика в области образования основывается на принципах: приоритета отечественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье. В силу этого гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание личности относится к числу ключевых задач.
В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», состоящая из нескольких модулей.
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
На современном этапе нашего общества вопросы патриотического воспитания уже с дошкольного возраста приобретают особое значение и актуальность. В понятие «патриотическое воспитание» заложено формирование человека с определенными нравственными ориентациями. Через воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста формируются нравственные ценности, которые соответствуют моральным ценностям и представляют собой индивидуальные черты личности.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, т.е. проходит естественное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного патриотического воспитания как важной задачи образовательных учреждений. Целостная система в работе с детьми по патриотическому воспитанию – это разнообразие содержания форм, средств и методов. Об этом говорят исследования Н.В. Мельниковой, Л.Е. Никоновой, Е.И. Корнеевой, Е.С. Шиловой и др.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о раннем пробуждении у детей патриотических чувств. Но понимание Родины у них своеобразно: оно связано тесно с конкретными представлениями о том, что ему близко, с любовью к своей семье, своему дому. Мать-хранительница семейного очага. Биологически она ближе ребенку, чем отец, поэтому гуманные чувства у ребенка воспитываются, прежде всего, по отношению к матери. Образ матери с первых дней жизни ребенка, колыбельные песни, спетые матерью, ее поведение по отношению к мужу, родителям всегда несли и несут ребенку социальную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формируя у него обобщенный образ хозяйки, матери. Традиции воспитания благоговейного отношения к матери помогают сохранять и поддерживать культурную и семейную модель материнства.
Многие традиции в семьях сохранялись веками: это верность семейному укладу и коллективной жизни, уважение к предкам и почитание старших, стремление не запятнать доброе имя отцов и дедов, желание своим трудом, знаниями упрочить авторитет рода.
Ценность семьи и семейных отношений раскрывается в многообразии празднично-обрядового комплекса. Домашние обряды и обычаи освещают каждый важный этап в жизни человека: рождение ребенка, культура воспитания ребенка в семье, отношение к женщине-матери. Таким образом, семейные традиции представляют себе большую возможность для формирования у детей основ патриотического воспитания. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних чувств, отношений, чтобы в результате подражания положительным примером поведения они закреплялись в конкретных поступках и действиях.
Подготовил: Сергина Анастасия Юрьевна, социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи семье и детям
Контактный телефон отделения психолого-педагогической помощи семье и детям: 8 (34667) 2-76-25
При подготовке информации использована:
литература
1.Черепанова Г.А. Формирование у детей интереса к семейным традициям / Г.А. Черепанова // Ребенок в детском саду. – 2009. — №5.
2.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
3.Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — С. 209-211.
3.Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев-М.: Айрис-пресс,2006.-192 с. — (Методика).
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.