Значение оригами для всестороннего развития ребенка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыто невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики, и самолетики, и причудливые драконы, и птицы, животные и другие интересные образы. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Оригами — одно из традиционных японских искусств, а также излюбленное развлечение не только японцев всех возрастов — малыши и пожилые люди с удовольствием складывают оригами в свободное время. Слово «ОРИГАМИ» переводится как «сложенная бумага» (ори-гами): «ори» — означает сложенный, а «гами» — это и «бумага» и «Бог» одновременно. Поэтому японцы с особым почтением относятся к искусству складывания. В древней Японии бумажные фигурки участвовали в религиозных обрядах, а позднее очень полюбились при императорском дворе. Умение складывать было признаком хорошего образования и тонкого, изысканного вкуса.
Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц. Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.
В развитии детей оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия.
В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство, которое помогает
- развивать художественный вкус и логику;
- эффективно способствует формированию пространственного воображения;
- развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
- активизирует мыслительные процессы;
- совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
- развивается глазомер;
- дисциплинирует;
- воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
- способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
- способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка, познать окружающий мир.
Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:
- доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
- абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
- оригами не требует больших материальных затрат;
- оригами — коллективное творчество.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше — меньше, короче — длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала, процесс изготовления игрушек советуем разделить на ряд последующих операций:
— знакомство с образцом готовой игрушки;
— анализ схемы с выполнением одной операции;
— одновременное складывание игрушек;
— оказание индивидуальной помощи на начальном этапе требовалось постоянно;
— при изготовлении игрушки с симметричным сгибом дети самостоятельно выполняли повтор операции по образцу.
Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме необходимо выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки, дети научатся читать схемы и выполнять игрушки по собственному желанию без помощи взрослого.
Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей дошкольного возраста нужно оперировать такими терминами, как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В этом возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.
Для создания мотивации необходимо использовать игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применять художественное слово.
Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать различные художественные произведения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни.
При помощи вертушек и всевозможных корабликов у детей можно развивать силу выдоха. Это способствует не только развитию артикуляционного аппарата, но и улучшению звукопроизношения. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться, корабль зачерпнёт воды и потонет. Бумагу для фигурок оригами используют разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры.
Приемы оригами помогают развитию элементарных математических представлении. Так как, основная форма, используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги детям даются чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний…, приложите нижнюю сторону к верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат.
Оригами — забавная игра, развлечение. Но помимо веселого времяпровождения этот процесс складывания из бумаги способствует развитию воображения, пространственного мышления, концентрации внимания и конечно, мелкой моторики. Систематические занятия с ребенком оригами — один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Методические рекомендации для родителей:
- Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
- Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.
- В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.
- Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.
- Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
- Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.
- Работа по выполнению поделок оригами способствует развитию: памяти, внимания, воображения логического мышления, развивает пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук, готовит ребенка к успешному обучению в школе.
- Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразных фигурок. Хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. всестороннему развитию ребёнка.
Подготовил: Татьяна Павловна, воспитатель отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Телефоны отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: 8(34667) 2-30-57, 2-89-02.
При подготовке информации использована
литература:
В консультации использованы:
- Книга «Оригами и развитие ребенка» — Тарабарина Т.И., Ярославль: Академия развития. 1996г.
- Статья воспитателей Крапивиной Л.М. и Боровиковой Е.Ю. «Оригами в развитии детей с общим недоразвитием речи» — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Эл.адрес: festival@1september.ru.
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.