Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении гражданственности подростка
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.
Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.
Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.
Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.
Уважение в семье и социуме достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.
Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина-мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
- благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
- возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.
В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
Педагогические взгляды родителей связаны с их представлениями о жизненных перспективах, будущем детей и тем, что, на их взгляд, необходимо для достижения этих целей.
В семье ребёнок получает свои первые индивидуальные умения и применяет их на практике посредством своих взаимоотношений с другими людьми, усваивает нормы и правила, которые регулируют его поведение в различных ситуациях повседневного общения.
В процессе семейного воспитания у детей развиваются навыки поведения, усваиваются критерии для его оценки, формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что позволяется и что запрещается, что такое справедливо и несправедливо. Семья — это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь.
Мать и отец становятся первыми учителями своих детей, они влияют на развитие детской личности своими знаниями, ценностями и своим поведением. Семья — это среда, в которой первоначально осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь человеческого общества.
Для ребёнка родительская любовь и эмоциональная связь между ним и родителями имеет огромное значение. Семейная атмосфера в наибольшей степени большей способствует интеллектуальному и духовному обогащению личности, содействуя развитию самосознания и самовосприятия маленького ребёнка.
В основном документе о правах детей, т.е. в Конвенции о правах ребёнка, подробно перечислены основные права детей, указана ответственность родителей. Они должны обеспечить благоприятные условия для развития ребенка, дают указания и осуществляют руководство использованием тех прав, которые признаны Конвенцией (ст. 5).
К сожалению, родители по-разному понимают как права детей, так и возможности их применения в контексте практического взаимодействия с собственным ребенком. Часть родителей уважают права детей, понимая, что они строго регламентированы функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другая часть имеет более абстрактное понимание правовой проблематики и принимает ее лишь частично. Однако встречается пока еще и третья часть родителей, может быть, с более заниженной правовой культурой, которые не имеют никакого представления о правах детей и, чаще всего, не интересуются этими правами.
Рекомендации для родителей:
- Имейте терпение — дети делают ошибки, как и вы, важно сделать правильный вывод из этих ошибок.
- Давайте и требуйте, так ребенок поймет, что вы относитесь серьезно к нему.
- Будьте хорошим примером. Дети учатся у вас, они подражают вам, перенимают ваше отношение людям, природе, ко всему окружающему.
- Будьте партнерами и друзьями своих детей. Это даст вам шанс для более эффективного общения с ними.
- Поощряйте детей, в любых конкретных случаях. Важно даже, если это улыбка, доброе слово, ласка.
- Исправляйте ошибки своих детей, но в нужный момент и постоянно.
- Советуйте им и направляйте их, не навязывайте свое мнение, так у них будет возможность самим принять решение и почувствовать себя удовлетворенными.
- Не бойтесь, когда не знаете, как поступить, поищите помощи. В наши дни, в информационном веке есть много способов найти ответ.
- Не думайте только о своих интересах, желаниях, потребностях, заботьтесь о нуждах ваших детей.
- Не проявляйте безразличия к нарушению прав других детей, может быть, они нуждаются в вашей защите.
Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.
Подготовил: Чернуха Оксана Анатольевна, воспитатель отделения дневного пребывания несовершеннолетних.
Телефон отделения дневного пребывания несовершеннолетних: 8(34667) 5-13-94
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.