Воспитание правового сознания среди несовершеннолетних
Формирование правового сознания несовершеннолетних носит проблемный характер, поскольку социализация личности молодого человека включает в себя не только предсказуемые, контролируемые моменты, но и связана со стихийными, спонтанными, нетипичными процессами, ставящими личность перед необходимостью принятия весьма трудного решения при отсутствии достаточного жизненного опыта, что должно учитываться системой преподавания и воспитания несовершеннолетних. Правовое сознание несовершеннолетнего – это та существенная часть его духовной сферы, которая определяет его личность и от уровня и устойчивости которой во многом зависит, будет ли подвержено правосознание несовершеннолетнего деформации. Вопросы формирования правового сознания несовершеннолетних тесно переплетаются с вопросами их правового воспитания и правового обучения. Правовое обучение и воспитание – два компонента одной конструкции, слаженная и правильная деятельность которых приведет к соответствующему уровню правового сознания несовершеннолетней личности. Трудно переоценить роль нравственно-правовой социализации в формировании правового сознания несовершеннолетних, связующими элементами которой являются социально-правовые установки и правовое воспитание. Социально-правовые установки служат своеобразным толчком к развитию позитивного правового сознания несовершеннолетних, которое, в свою очередь, оказывает существенное влияние на формирование правомерного поведения личности несовершеннолетнего.
Понятие «правовое сознание» личности – многогранное, и в силу множественности воззрений на право, его постоянная перемена в процессе поступательного развития социума позволяет сделать вывод о том, что понятие правосознания также постоянно нуждается в переосмыслении. В научной литературе довольно широко представлены социально-экономические, политические, этнопсихологические, культурные, источники формирования правового сознания, но особое место принадлежит правовому воспитанию, содержание которого заключается в формировании представлений о государстве и праве в общественном сознании, направленном на выработку у граждан убеждения в верховенстве закона и ориентации на правомерное поведение.
Особую актуальность сейчас приобретают вопросы изучения правового сознания несовершеннолетних, т. к. они тесно связаны с теми правовыми явлениями в обществе, которые устанавливают, задают определенную направленность дальнейшему развитию правовых процессов, переплетаются с происходящими сейчас правовыми, политическими, общественными, экономическими преобразованиями. При попадании в «подготовленную почву» эти преобразования могут получить свое дальнейшее развитие, только тогда правовое реформирование достигнет своей цели. Взаимодействие психических процессов – познавательных, эмоциональных, волевых, в процессе формирования правового сознания обусловливает определенные психические состояния, крайне важные для успешного правового развития личности несовершеннолетнего.
Органическая связь всех психических явлений в правовой жизни обусловливает психологическую основу формирования правового сознания. Благодаря восприятию правовой информации в сознании индивида протекают сложные познавательные и оценочные процессы, способствующие формированию мировоззрения, которые и составляют психологическую основу его волевой активности, являющейся, в свою очередь, регулирующей стороной сознания, деятельной стороной разума и чувств, которая выражена в способности несовершеннолетнего совершать целенаправленные и ответственные действия и поступки, принимать решения и осуществлять их (осознание цели – планирование поведения – исполнение). Вот почему, особенно на первых двух стадиях приведенной цепочки, важно учитывать действие некоторых психологических законов в процессе формирования правового сознания. Через научное знание права, убежденность в правильности и справедливости правовых предписаний, формирование привычки к правомерному поведению, правовую культуру как производную правосознания лежит путь к формированию и развитию высокого уровня правосознания личности несовершеннолетнего.
Каковы же механизмы влияния правового воспитания на формирование
правового сознания несовершеннолетних? Действуя целенаправленно и системно, в качестве одного из основных средств в развитии правосознания несовершеннолетней молодежи, правовое воспитание способствует формированию таких его основополагающих компонентов, как правовые знания, нравственно-ценностные ориентации, уважительное отношение к законам и иным элементам правовой системы, правовые установки, соответствующие интересам современного общества, в целом реализующиеся в правомерном поведении. Один из основополагающих приемов, способствующих развитию соответствующего уровня правового воспитания несовершеннолетних – правовое обучение. Воспитание и обучение – это два взаимодополняющих элемента одной конструкции, которые не могут существовать друг без друга. Актуальным представляется исследование взаимосвязи между уровнем знаний и уровнем правового сознания несовершеннолетних. Большинство эмпирических исследований сводится к тому, что нельзя соотносить эти понятия, т. к. полученные данные свидетельствуют о необходимости увеличения целенаправленного воспитательного воздействия на несовершеннолетнюю молодежь в направлении формирования позитивного отношения к закону, устойчивых ориентаций на правомерное поведение независимо от уровня знаний.
В процессе целенаправленного правового обучения несовершеннолетних происходит постоянное расширение объема и уровня правовых знаний. В итоге у них появляются познавательные суждения, связанные не только с формированием стабильных, устойчивых оценок права как надежного регулятивного средства, но и со становлением образцов должного правомерного поведения, что находит четкое отражение в их правосознании. Этими образцами они руководствуются в своей дальнейшей жизни. Сформировавшиеся образцы подобного рода содействуют формированию своеобразных социально-правовых установок. Социально-правовые установки определенным образом соотносятся с таким аспектом правосознания, как уважение к праву, которое само по себе и есть ведущая положительная социально-правовая установка, предопределяющая характер и особенности правового сознания несовершеннолетнего. Социально-правовые установки не следует понимать в исключительно позитивном свете. Потенциально они могут быть сориентированы «на право», «против права», «в обход права», ведь отношение к праву несовершеннолетних – лишь определенный, хотя и весьма специфичный, слепок общественной жизни со всеми позитивными и негативными ее сторонами. Поэтому и поведение несовершеннолетних может быть не только правомерным, но и противоправным. Подростковый возраст, как известно, имеет специфическую склонность к активному отражению системы отношений, доминирующей в обществе и оказывающей непроизвольное влияние на формирование нравственных ценностей, мировоззрения и самосознания, а также на выработку личностных позиций и убеждений и т. д. Различного рода деформации общественных отношений приводят к дефектам в формировании должного уровня правового сознания молодых людей, что порой и становится первопричиной их противоправного поведения [5]. Решающая роль здесь отводится нравственно-правовой социализации, которая представляет собой объективный процесс индивидуального внедрения личности несовершеннолетнего в систему объективно существующих социально-правовых связей и отношений. Будучи тесно связанной с механизмами саморегуляции в поведении несовершеннолетнего и оказывая существенное влияние на формирование его личностных свойств и качеств, нравственно-правовая социализация задает основу для становления определенных элементов правовой психологии несовершеннолетнего и его правового сознания, в конечном счете.
Таким образом, результатом правового воспитания несовершеннолетнего является формирование позитивного правового сознания, оказывающего основополагающую роль в становлении правомерного поведения личности.
Как известно, право «живет правосознанием», и только с его помощью право может «творить внешний порядок жизни». Задача становления правового сознания несовершеннолетних подростков тесно связана с проблемой становления и развития их нравственности и является одним из приоритетов развития любого правового общества. Сегодня, как и столетие тому назад, актуальность сохранят мысль о том, что «современное нравственное сознание в своих требованиях к праву значительно ушло вперед».
Подготовил: Абдреева Гульназ Халидовна, специалист по социальной работе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям.
Контактный телефон отделения психолого-педагогической помощи семье и детям: 8 (34667) 2-76-25.
При подготовке информации использованы интернет ресурсы:
https://infourok.ru/pedsovet-samovolnie-uhodi-prichini-profilaktika
https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/profilaktika-prestupleniy-i-pravonarusheniy
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.