Причины самовольных уходов
Под самовольным уходом ребёнка понимается его отсутствие в течение 3 часов без оповещения о своём местонахождении родителей (законных представителей), сотрудников учреждений, педагогов с момента наступления времени, оговорённого для возращения. Это не всегда умышленное решение (дети могут играть и не заметить идущего времени). Но чаще всего для такого поведения есть определённые причины, будь то попытка убежать от семейных проблем или родительского контроля, демонстрация своей взрослости, или же безнадзорность, когда предоставленный самому себе подросток проводит большую часть времени там, где он сочтет нужным, не оповещая взрослых. Проблема самовольных уходов детей из семьи тесно связана с проблемой бродяжничества. Бродяжничество, в свою очередь, является распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних. При всём этом дети уходят не только из неблагополучных семей, но и вполне обычных.
Под бегством понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или какого-либо учреждения. Бегство может быть вызвано различными причинами: социально-экономическими условиями, потерей чувства безопасности, хроническими конфликтами, ущемлением прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками и др. К самовольным уходам из учреждения детей склоняет система отношений и взаимодействия в группе (классе, неформальной группе и др.), а также различные нарушения психики. Попадая в детский дом после относительной свободы, социальный сирота болезненно переживает ее потерю, а также дисциплинарное давление и санкции со стороны персонала.
Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни. Данные побеги начинаются в основном в возрасте 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% данным побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% – с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен детям с психопатиями и акцентуациями характера.
Импульсивные побеги составляют 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.
Демонстративные побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. Причина – гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов – 12-17 лет.
Дромоманические побеги. Редкий тип – 9% случаев. Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой – измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.
Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд. И, прежде всего, труд взрослого, находящегося рядом, возможный только на основе совершенствования себя, своих качеств, демократизации общения с детьми и с коллегами. Своевременная социальная диагностика и адекватная профилактика позволит на ранних этапах выявить несовершеннолетних детей, склонных к данному виду нарушения поведения, и предупредить повторные самовольные уходы и их последствия.
Подготовил: Абдреева Гульназ Халидовна, специалист по социальной работе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям
Контактный телефон :8 (34667) 2-76-25
При подготовке информации использованы интернет ресурсы: https://infourok.ru/pedsovet-samovolnie-uhodi-prichini-profilaktika
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.