Как научить ребенка вязать крючком
Вязание – вид рукоделия, доступный для детей и очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе.
Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться ребенку не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.
Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.
Содержанием второго года обучения может стать формирование умения вязать петли «полустолбик», «столбик без накида», «столбик с накидом», приема обвязывания края, изготовления плоскостных и объемных игрушек, одежды на кукол и других изделий.
От условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения.
Большую роль играет рабочее место. Во время работы ребенок может сидеть за столом. Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Детям удобнее всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание детей своей красочностью. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы крючок вкалывается в клубок и убирается в коробку вместе с незаконченной работой.
На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.
Первый этап (2 – 3 занятия)
Два-три занятия отводятся знакомству ребенка с вязаными изделиями, материалами, инструментами, правилами техники безопасности и организацией рабочего места.
Второй этап (6 – 10 занятий)
Занятия этого этапа и всех последующих – практические. На данном этапе обучения следует научить ребенка правильно держать в руке крючок, нить, подцеплять нить крючком, выполнять первую петлю и создавать небольшие панно, используя в изображении предметов вывязанные детьми петельки. Но, прежде всего, следует научить ребенка правильно сидеть: прямо, касаясь корпусом спинки стула, слегка наклонившись вперед, держа работу на расстоянии 30 – 35 см от глаз. Перед началом и после окончания работы надо предложить ребенку вымыть руки, чтобы нить и изделие всегда были чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.
Обучение вязанию крючком надо начинать с объяснения и показа того, как правильно держать крючок (большим, указательным и средними пальцами правой руки – как карандаш).
- средний палец должен находиться чуть ближе к головке крючка, указательный – чуть дальше среднего, но лежать на крючке, а большой палец должен поддерживать крючок снизу; безымянный и мизинец – подогнуты;
- как располагать нить: держать на безымянном и указательных пальцах левой руки, пропустив нить вниз и придерживая ее там большим пальцем, нить должна быть ровно натянута.
С этого этапа следует проводить на занятии пальчиковую гимнастику и физкультминутки, что позволит избежать переутомления.
Сложной работой на этом этапе является обучение детей выполнению первой петли , используя показ, объяснение:
- Крючок вводим под нитку на левой руке.
- Движением кисти правой руки делаем полный оборот крючка с нитью на себя.
- Придерживая получившуюся петлю в основании большим и средним пальцами, вводим крючок под нить и протаскиваем в петлю.
4 . Получившуюся петлю слегка затягиваем.
Рисунки и индивидуальные схемы для ребенка должны показывать положение руки и крючка при вязании.
Для закрепления навыка выполнения первой петли ребенку надо предложить отрезать вывязанную петельку чуть ниже основания узелка, а затем связать еще несколько петелек и также их отрезать.
3-й этап (10 – 20 занятий)
Основной целью этого этапа является обучение детей вязанию цепочки из воздушных петель и использованию связанных цепочек в аппликационных работах.
Вначале объясняется, как связать цепочку: «После выполнения первой петли вяжем вторую. Для ее образования снова вводим крючок под нить на левой руке, выполняя те же операции, что и при вязании первой петли. Таким образом, выполняем ряд петель, которые образуют цепочку. Чтобы закрепить цепочку, то есть выполнить последнюю петельку, надо оборвать ниточку, ее конец продернуть в последнюю петлю и затянуть нить».
Используется показ, рисунки (вязание первой, второй и последней петель) и схемы цепочек с точным количеством петель.
Вывязанные цепочки ребенок может использовать в аппликации, наклеивая их по контуру деталей, выполненных из цветной бумаги или просто нарисованных на фоне (воздушные шары, цыплята, зайчик, грибок и т.д.). Первые задания должны быть небольшие, чтобы ребенок быстро получил результат.
Четвертый этап (6 – 8 занятий)
На этом этапе ребенок выполняет плоские и объемные игрушки (снеговик, неваляшка, котик…), украшения интерьера.
Кроме того, можно обучить ребенка замыкать цепочку из воздушных петель в кольцо и затем довязывать к этому кольцу более мелкие кольца, располагая их через 2 – 3 петельки на цепочке основного кольца так, чтобы получился небольшой цветок.
Пятый этап
На втором году обучения основным содержанием занятий с детьми является обучение вязанию круглых деталей и прямоугольных полотен.
Круглые, овальные или квадратные детали дети сшивают, набивают ватой, изделия украшают мелкими деталями, вязанными или выполненными из других материалов. Так можно изготовить объемные мягкие игрушки, бытовые предметы – коврики, прихватки и т.д.
Ребенка необходимо научить вязать столбики без накида, которыми можно выполнить плотные вязаные полотна.
Начинать вязание надо с цепочки из воздушных петель, затем крючок вводится в третью петлю цепочки, несчитая петли на крючке, на него накидывается рабочая нить, т.е. делается накид, далее накид протягивается через петлю цепочки и на крючке образуется две нити, затем еще раз захватывается рабочая нить, делается еще один накид и нить протягивается через обе петли, находящиеся на крючке. Так провязывается каждая петля ряда. В конце ряда провязывается одна воздушная петля, и вязание выполняется в другую сторону.
Вывязанное полотно может служить ковриком, шарфиком, прихваткой, деталью одежды для куклы. Изделия могут быть однотонными или полосатыми.
При вязании столбиками по кругу ребенок может выполнить деталь для объемной игрушки (грибок, колобок и т.д.).
«Полустолбики» или «обвязывание края» позволяют ребенку не только убрать некоторые неровности при вывязывании полотна (обвязать нитками того же цвета, что и полотно), но и украсить изделие (нитками другого цвета) или соединить детали изделия (сумочки, очечники, футляры для расчески).
Обучение этому приему надо проводить на вязаном полотне. Для этого необходимо связать воздушную цепочку, затем ввести крючок во вторую петлю цепочки, не считая петли на крючке, и, захватив рабочую нить, протянуть ее через петлю цепочки и петлю на крючке. И так из каждой петли.
Полустолбиками можно не только обвязывать край, но и вязать полотно для различных изделий.
Изделия можно украшать вышивкой.
Подготовил: Габдрахманова Раушания Закуановна, социальный работник отделения дневного пребывания несовершеннолетних
Телефон отделения дневного пребывания несовершеннолетних: 8(34667) 5-13-94
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.