Садовая терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями
Бирюкова С.А.,
заведующий отделением реабилитации детей
и подростков с ограниченными возможностями
Социальные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья в нашем городе предоставляет отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями комплексного центра «Жемчужина».
Специалистами отделения в процессе социальной реабилитации используются различные современные социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические технологии. Мы расскажем об одной из них — гарденотерапии. Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения): терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями.
Первоначально данная технология получила широкое применение в процессе социальной реабилитации граждан пожилого возраста, но очень быстро эффект от её применения стали отмечать и учреждения, работающие с детьми. Эта технология заинтересовала специалистов мягким ненавязчивым воздействием, оказывающим комплексное положительное влияние на ребенка. Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают его социально-адаптированный опыт и вполне вписываются в процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Занятия по гарденотерапии являются наиболее любимыми для детей. На занятиях они не только учатся ухаживать за растениями, но и становятся активными участниками процесса, а не сторонними наблюдателями.
Общение с природой оказывает всестороннее влияние на развитие детей. Экскурсии, наблюдения за растениями, уход за цветочными клумбами помогают детям с нарушениями в развитии правильно воспринимать пространство, учат без боязни перемещаться и ориентироваться в новой среде, позволяют увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.
Взаимодействие детей с природой способствует развитию сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка и благоприятно сказывается на психическом развитии.
Мероприятия гарденотерапии положительно влияют на физическое развитие детей. При уходе за растениями у них формируются новые движения, улучшается мелкая моторика рук. Выделяемые комнатными растениями вещества (фитонциды) позволяют очистить воздух в помещении от вредных организмов и дети дышат чистым воздухом. Уход за клумбами также увеличивает время их пребывания на свежем воздухе, двигательную активность. Кроме того, у детей улучшается слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.
Когда ребята слышат положительные отзывы о своей работе, у них воспитывается чувство гордости за успех и формируется чувство ответственности (ведь от них зависит жизнь живого существа).
Ухаживая за цветами, дети приобретают навыки общения друг с другом, преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни. Эти навыки они смогут использовать в дальнейшей повседневной жизни, в быту, и, вполне возможно, при выборе будущей профессии.
Через многообразие комнатных и уличных растений, экологические игры у детей развивается долговременная память, способность удерживать в мозгу сложные явления действительности, что тоже немаловажно.
Элементы гарденотерапии успешно используются в реализации таких технологий как изотерапия. музыкотерапия, библиотерапия и т.д.
Хочется особо подчеркнуть, что при проведении мероприятий по гарденотерапии нами учитываются индивидуальные особенности и возможности детей с особенностями в развитии, чтобы общение с природой приносило каждому ребенку только пользу и вызывало только пожительные эмоции.
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку переданных мной данных на условиях, изложенных в политике обработки персональных данных.